О запасах России и достижениях Путина

А есть ли у В. Путина «кубышка»?! (Мнение М. Ходорковского)

М. Ходорковский допускает, что с финансовыми резервами у России куда хуже, чем декларируется.

Прежде всего, здесь нужно сказать, что Михаил Ходорковский, пусть и по скайпу, но вернулся на российский экран. Я уже дал обзор его интервью телеканалу «Дождь», в статье «М. Ходорковский развил свои мысли в интервью телеканалу «Дождь»». И вот он опять на этом канале.

Интервью большое, около часа, и я решил остановиться только на моментах, которые заинтересовали лично меня. Добавлю, таких моментов всего два.

Больше всего меня лично меня впечатлил его ответ на вопрос журналиста, почему В. Путин не идёт на прямые выплаты денег населению, как делают во всё мире, и целесообразность чего более чем очевидна. И я впервые, как и журналист, похоже, услышал ответ, что в распоряжении В. Путина, сейчас попросту может не быть таких средств!

Журналист уточнил: У РФ может не быть, на самом деле, денег в ФНБ и в виде золотовалютных резервов?!

На что М. Ходорковский ответил, что не знает, в какие активы они инвестированы, насколько эффективны эти инвестиции, и как быстро эти деньги, скажу по-простому, можно превратить в «живые деньги». То есть, он вполне допускает, что эти инвестиции могут быть очень неэффективными. И, добавлю от себя, это очень похоже на правду. Я уже не раз говорил, более бездарного руководителя, чем В. Путин, у нашей страны, похоже, не было во всей её обозримой истории.

И М. Ходорковский подчеркнул, что ничем другим он не может объяснить, почему В. Путин не идёт на эту меру, либо этих денег нет, либо это, просто, большая глупость со стороны В. Путина. Конкретно М. Ходорковкий сказал, я немного перефразировал: «Или денег нет, или мозгов нет».

Добавлю ещё от себя, если это предположение М. Ходорковского окажется верным, то Путин даже ещё более бездарный руководитель, чем я полагал.

Второй заинтересовавший меня момент, это мнение М. Ходорковского о том, чем закончится голосование по поправкам в Конституцию, впрочем, назовём вещи своими именами, по «обнулению».

Михаил Ходорковский считает, что В. Путин может получить крайне неожиданные для себе результаты, даже не смотря на самые масштабные фальсификации. И поэтому, что Путин и компания будут делать, он не знает.

Впрочем, я уже отмечал, самое целесообразное, для Путина и компании, сейчас, отменить это пресловутое «голосование» вообще. Благо повод есть – жесточайший кризис, причём, не только в России, но и в мире.

Не знаю, хватит ли у них на это ума, но это азбука политологии, напоминаю, я по первому образованию политолог, а азбуку, пусть не сам Путин, и его «друзья», но их советники, надеюсь, всё-таки знают.

Андрей Козлович. Ноосферная идея

https://zen.yandex.ru/media/id/5c3bb18f27f43a00acb0e7cb/a-est-li-u-v-putina-kubyshka-mnenie-m-hodorkovskogo-5e9642d863a0a8620b64edad

Куда вдруг исчезли все достижения Путина.

Почти 20 лет Россия жила как в сказке. Нет, не в смысле — хорошо, просто вместо реальности, нам всё это время рассказывали сказки о мудром руководстве великого вождя. Количество достижений, которые приписывают Путину, уже в пору вносить в книгу рекордов.

Так давайте посмотрим, какие достижения приписывали Путину и сравним их с реальностью

  1. Путин смог восстановить промышленность и добился того, что Россия теперь не зависит от нефтегазовых доходов.

Про промышленность говорить легко. Она вроде где-то есть, но никто её не видел. Во всяком случае, как и в лихие 90-е малейшее колебание цен на углеводороды, тут же приводит к коллапсу экономики. Это совсем не вяжется с имиджем промышленно развитой страны. При этом стоит обратить внимание, что в условиях развивающегося кризиса, речь почему-то идет о помощи кому угодно, от букмекеров  до кинотеатров, но только не о производстве.

Это вполне объяснимо, так как нельзя оказывать помощь тому, чего в природе нет. Вот и Путин с правительством помогают  «реальным» секторам своей экономики, нефтяникам, банкирам, торговцам, турагентствам, и т.д..

  1. Путин заставил олигархов делиться с государством.

Для начала надо напомнить, что сами олигархи появились при Путине и стали размножаться в геометрической прогрессии. Согласитесь, как-то не вяжется этот факт, со сказкой  про дележку с государством. Больше похоже на то, что, наоборот, государство, стало отдавать им намного больше, чем раньше.

Снова обратимся к современной реальности.

Общий налог на добычу и продажу углеводородов, теперь будет составлять 4% на добычу и 4% на продажу. Итого целых 8%. При этом подоходный налог у олигархов такой же, как и у всех россиян 13%. Не лишним будет напомнить, что до 2000 года, пока к власти не пришел Путин, богатые платили общий налог в 40%, т.е. почти в два раза больше чем платят сейчас.

3. Путин поднял благосостояние народа России

Снова смотрим на сегодняшнюю реальность.

О каком подъеме можно говорить, если выдача , причем только части россиян, одного МРОТа вместо зарплаты, воспринимается властью как громадная помощь народу. Или 3 тысячи на ребенка, согласитесь,  не те деньги, получив которые можно вообще говорить о благосостоянии..

То ,что сам Путин всех,  кто имеет доход чуть выше МРОТ, отнес к среднему классу, лучше всех фактов, говорит о реальном благосостоянии народа.

При этом не стоит забывать, что уровень трат на товары первой необходимости, лекарства и коммунальные платежи при великом вожде выросли намного больше ,чем реальные доходы россиян.

4.  Благодаря Путину с Россией стали считаться во всем мире.

То , как в мире считаются с Россией, наглядно показала ситуация с переговорами по квотам на добычу нефти. Путина нагнули так, что даже сразу и не припомнишь, кто из руководителей страны, настолько прогибался перед Западом.

В сочетании с другими действиями Запада, как санкции, отстранение от спортивных соревнований, отстранение от участие в G8 и другими, впечатление, что с Россией как-то особенно считаются явно не создается. А действия в Сирии таких стран как Израиль и Турция, создает впечатление, что над нашей страной просто смеются.

  1. Путин создал резервы для того, чтобы спокойно пережить суровые времена.

И здесь всё не так. Во-первых, времена эти еще и не наступили, а кубышка похоже уже пуста. Да и само существование этой кубышки  вполне может оказаться такой же сказкой, как и все другие достижения. Помните крылатую фразу Медведева 5 лет назад «Денег нет, но вы держитесь»,  так вот не понятно, откуда за эти пять лет эти деньги вдруг появились, особенно учитывая тот факт, что за это время внешний долг России вырос более чем в два раза. Как-то не стыкуются эти факты с рассказами об огромных резервах.

Но достоверность этой сказки нам еще предстоит проверить в ближайшие месяцы. Перечислять мнимые достижения власти можно еще долго. Но какой в этом смысл, если всем разумным людям и так всё давно понятно. А если кто-то думает, что у власти, которая за 4 месяца коронавируса ,так и не смогла обеспечить свое население копеечными средствами защиты в виде масок и дезинфицирующих средств, могут быть достижения ,то мне такого человека откровенно жалко.

Ardjyna

https://cont.ws/@ardjyna/1646594

«Подушка безопасности» Путина схлопнется к лету, а пенсионерам скажут: извините, мы немного ошиблись

 Иллюзии Кремля рассеиваются, как утренний туман

В условиях нарастающего в России вирусно-экономического кризиса ведутся горячие дискуссии по поводу того, как с ним бороться и как смягчать его последствия. Идей и предложений очень много: бюджетные субсидии бизнесу, прямые компенсации заработной платы ушедшим на «каникулы» работникам, снижение или даже отмена налогов компаниям разных отраслей экономики (хотя бы на время кризиса), списание бизнесу ранее возникших (до кризиса) обязательств по кредитам и налогам, введение продуктовых карточек, раздача «вертолетных денег» населению (по примеру США, где сейчас каждому взрослому американцу без каких-либо предварительных условий выдается по 1200 долларов, а детям — по 500 долларов), снижение процентных ставок по кредитам, введение налоговых и кредитных каникул (отсрочка погашения обязательств на время кризиса) и т. п.

Но, в конечном счете, все подобные меры должны обеспечиваться за счет так называемой «валютной подушки», которую денежные власти накапливали на протяжении многих лет.

Некоторые под «валютной подушкой» понимают международные резервы Российской Федерации, которые находятся на балансе Центробанка. Их еще называют валютными и золотыми активами Банка России.

Согласно последним данным Банка России, международные резервы по состоянию на 20 марта составили 551,2 млрд. долларов США. Кстати, за неделю до этого было достигнуто пиковое значение — 581,0 млрд долл. Таким образом, за неделю они сократились на 29,8 млрд долларов США, или на 5,1%. Эксперты все единодушны в том, что активное «таяние» международных резервов продолжится и даже ускорится.

Но я хотел бы обратить внимание на то, что «валютной подушкой» следует называть не все международные резервы, а те, которые принадлежат Минфину (Банк России лишь управляет резервами Минфина). В последние годы минфиновская часть составляла примерно 20−25% всех международных резервов (остальные резервы принадлежат Центробанку).

Почти все минфиновские резервы представлены Фондом национального благосостояния (ФНБ). Вот его и следует называть «валютной подушкой». ФНБ родился на свет в 2008 году после того, как произошла реорганизация Стабилизационного фонда. Он был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Напомню, что при учреждении ФНБ было заявлено, что он станет частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Последние годы (особенно в ходе так называемой «реформы» пенсионного обеспечения) власти предпочитали не вспоминать о том, что когда-то они обещали создать для стариков «подушку безопасности» в виде ФНБ. К концу 2017 года произошло полное исчерпание Резервного фонда, который также называли «подушкой», она была предназначена для покрытия дефицитов федерального бюджета. Итак, уже более двух лет Россия живет с единственной «валютной подушкой» под названием ФНБ.

Мы хорошо знаем, что российская экономика в последние годы почти не росла. Росстат и чиновники всячески камуфлировали экономическую стагнацию. В том числе горделиво заявляя о таких «достижениях», как рост международных резервов и ФНБ.

Так, на 1 января 2019 года ресурсы ФБН составили 75,60 млрд долл. В национальной валюте на тот момент это было эквивалентно 4,97 трлн. руб. По отношению к ВВП эта сумма равнялась 4,8%. А уже на 1 августа прошлого года эти показатели составили соответственно 124,14 млрд долл.; 7,87 трлн. руб.; 7,3% ВВП. Процесс наращивания «валютной кубышки» продолжился. Тогда (с конца лета), кстати, разгорелись дискуссии о том, как тратить деньги из ФНБ. Поскольку правила предусматривали, что «валютную кубышку» Минфина следует накапливать до тех пор, пока не будет достигнута планка в 7% ВВП. Она была превышена. Примечательно, что в ходе дискуссий почти никто не вспомнил о том, что «кубышка» изначально создавалась для поддержки пенсионеров.

Помню, как еще в прошлом году некоторые чиновники хвастливо заявляли, что с такой «валютной кубышкой» нам никакие мировые финансовые и экономические «штормы» (включая резкое падение цен на нефть) не страшны. Она, мол, позволит нам держаться «на плаву» целое десятилетие. Уже когда премьер-министром стал Михаил Мишустин, он успел выразить свой оптимизм по поводу того, что «валютная подушка» позволит нам держаться «на плаву» от четырех до шести лет.

По теме «валютной кубышки» 12 февраля 2020 года на правительственном совещании по экономическим вопросам высказался президент России Владимир Путин. Он с гордостью сообщил, что международные резервы РФ достигли 560 млрд долл., а объем средств Фонда национального благосостояния России превысил 125 млрд долл. Он с удовлетворением заключил: «Запас прочности экономики, финансовой системы страны гарантируют накопленные резервы».

Эйфория в верхних эшелонах власти по поводу нашей защищенности от всяких внешних шоков продолжалась до начала марта. По итогам марта Минфин сообщил, что ликвидная часть ФНБ в виде денежных средств на счетах в Банке России сократилась со 150,1 млрд долл. до 142,7 млрд долл., т.е. на 4,9%. Грубо говоря, за месяц была израсходована одна двадцатая часть Фонда. При таких темпах «таяния» ФНБ исчезнет через 19 месяцев, если отсчитывать от 1 апреля 2020 года. Т.е. от него останется пустое место к концу октября 2021 года.

Но такая «арифметика» сегодня уже не работает. Темпы расходования средств фонда резко увеличиваются по сравнению с прошедшим мартом. Первоначальная программа помощи населению и бизнесу, разработанная в начале прошлого месяца, исчислялась суммой всего в 300 млрд руб. Затем программа была увеличена до 1,4 трлн. руб. Но и это, как выясняется, крайне мало. Только в апреле месяце эксперты оценивают потери в экономике в размере от 2 до 4 трлн. рублей. Стало быть, масштабы финансовой помощи (для борьбы с кризисом и ликвидации его социальных последствий) должны быть сопоставимы с оцениваемыми потерями.

Пусть будет в среднем 3 трлн. руб. Такие масштабы помощи, вероятно, потребуются и в последующие несколько месяцев (рецессия, по мнению большинства экспертов, будет охватывать весь второй квартал). На 1 апреля в рублевом выражении средства ФНБ составили 11,1 трлн. руб. Следовательно, денег из фонда будет достаточно для того, чтобы поддерживать бизнес и население в течение 3−4 месяцев. Т.е. примерно до середины лета. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что денег «валютной кубышки» хватит лишь до начала лета. И я с ними полностью согласен. Ибо в приведенных мною расчетах я абстрагировался от двух важных факторов, от которых, конечно же, абстрагироваться нельзя.

Во-первых, из-за резкого падения цен на «черное золото» выручка Российской Федерации от экспорта нефти стремительно падает. За все годы существования РФ несмотря на всяческие форс-мажоры не было ни одного месяца, чтобы торговый баланс сводился с минусом.

У нас всегда было активное сальдо торгового баланса на месячной и тем более годовой основе. Согласно самым свежим данным, по итогам первых двух месяцев 2020 года это сальдо было еще положительным — 22,8 млрд долл. Данных за март еще нет. Но думаю, что сальдо окажется в районе нуля. А по итогам следующих ближайших месяцев эксперты уверенно говорят, что будет минус. Вот на покрытие этого минуса, т.е. на оплату импорта и будет тратиться валюта из хваленой «подушки безопасности».

Во-вторых, в ближайшие месяцы (а, может быть, до конца года) Россия не сможет прибегать к привлечению новых займов и кредитов на мировом финансовом рынке (по причине того, что вирусно-экономический кризис приобрел мировые масштабы). В то же время выполнять все свои обязательства по международным долгам придется в полном объеме. И это создает очень неприятную для страны ситуацию.

Ранее проблема погашения и обслуживания внешних долгов не стояла остро перед Россией, поскольку можно было обеспечивать выплаты обязательств за счет новых заимствований. Процесс долговых выплат и внешних привлечений был достаточно отработан Минфином и крупными корпоративными структурами финансового и нефинансового секторов экономики. Последние десять лет Россия вроде бы сильно не наращивала свой внешний долг, всем казалось, что здесь у нас царит относительное благополучие. Вот данные по внешнему долгу РФ за отдельные годы (на начало года, млрд. долл.): 2010 г. — 466,29; 2015 г. — 599,90; 2019 г. — 469,30; 2020 г. — 490,81.

А теперь я приведу самые свежие данные Банка России о тех выплатах, которые должны сделать российские должники внешним кредиторам и заимодавцам. С 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года (т.е. за год) российские должники должны осуществить выплаты в порядке погашения долга на сумму 70,43 млрд долл. Плюс к этому выплаты в порядке обслуживания долга (выплата процентов) на сумму 17,66 млрд долл. Итого суммарные выплаты за годовой период по внешним долговым обязательствам составляют более 88 млрд долл.

Примерно до конца февраля 2020 года они в привычном режиме рефинансировались за счет привлечения новых кредитов и займов на мировом финансовом рынке. С марта месяца этот привычный механизм перестает работать. Рефинансирования за счет привлечения валюты на мировом рынке не будет.

Банк России помесячно расписывает ожидаемые выплаты по внешним долгам. Вот как выглядит помесячный график по погашениям внешних долгов (млрд. долл.): март — 4,99; апрель — 4,97; май — 3,26; июнь — 4,88; июль — 3,36; август — 2,22; сентябрь — 6,71. Итого в течение семи самых «горячих» месяцев выплаты по погашению долгов должны составить 30,39 млрд долл.

А вот как выглядит помесячный график по обслуживанию внешних долгов (млрд. долл.): март — 1,59; апрель — 1,70; май — 1,15; июнь — 1,69; июль — 1,10; август — 1,17; сентябрь — 1,46. Итого в течение семи самых горячих месяцев выплаты по обслуживанию долгов (выплаты процентов) должны составить 9,86 млрд долл. Если округленно, то за период с марта по сентябрь включительно Россия должна выплатить по внешним долговым обязательствам более 40 миллиардов долларов.

Выплаты будут производиться разными секторами экономики. Давайте посмотрим, как распределялся внешний долг РФ на начало 2020 года. На органы федеральной власти пришлось 43,8 млрд долл. (немного менее 9% всего внешнего долга); на Центральный банк — 13,9 млрд долл. (2,8%); на банковский сектор — 77,0 млрд долл. (15,7%); на прочие секторы экономики — 330,0 млрд долл. (67,2%).

Можно предположить, что для погашения и обслуживания внешнего долга органов федеральной власти (прежде всего, Минфина) будет использоваться валюта из ФНБ. Что касается банковского сектора и прочих секторов экономики, то, логично было бы предположить, что они сами должны изыскивать средства для выполнения своих обязательств по внешним долгам. Но думаю, что опять-таки на помощь им придет Фонд национального благосостояния.

Дело в том, что значительная часть банков и корпораций нефинансового сектора экономики являются государственными институтами. Их долги, по сути, также являются государственными, по обязательствам таких банков и корпораций отвечает государство, у которого имеется та самая спасительная «подушка безопасности».

В 2018 году РАНХиГС в своем сентябрьском «Мониторинге экономической ситуации» дал оценку расширенного государственного долга Российской Федерации. В него помимо долгов органов федеральной власти и властей субъектов Российской Федерации были еще включены долги банков и компаний с государственным участием (участием в капитале от 50 до 100%).

Так вот, получилось, что в позапрошлом году на госбанки приходилось 72 млрд долл., или 69% внешней задолженности банковского сектора. Госкорпорации нефинансового сектора задолжали 107 млрд. долларов, что составляло почти треть корпоративного долга перед зарубежными кредиторами. Если спроецировать эти цифры на долги 2020 года, то получается, что долг госбанков в начале текущего года составил 53,1 млрд долл., а долг госкорпораций нефинансового сектора экономики — 108,8 млрд долл. Итого расширенный государственный долг (органы федеральной власти + госбанки + госкорпорации) на начало 2020 года можно оценить примерно в 206 млрд долл. Вот на выполнение обязательств по этому расширенному государственному долгу и будут, в первую очередь, использованы валютные средства «подушки безопасности».

Конечно, если что-то еще останется от «подушки безопасности» после покрытия дефицита торгового баланса и выплат по расширенному государственному долгу, то, наверное, драгоценные остатки будут брошены на спасение тех, кто вошел в список «системообразующих предприятий». Правительство уже составило этот список «бессмертных», включающий 646 компании, половина из которых имеют в своем капитале иностранных инвесторов (названия многих таких «системообразующих предприятий» невозможно выговорить по-русски, ибо названия англоязычные).

Итак, можно резюмировать:

  1. «Валютная кубышка» не позволит России благоденствовать в условиях вирусно-экономического кризиса на протяжении десяти лет, как еще недавно нам обещали чиновники из Минфина. Она будет исчерпана к началу лета. При самом оптимистическом сценарии — к началу осени.
  2. «Валютная кубышка» будет использована, в первую очередь, на покрытие обязательств по расширенному государственному долгу (Минфин, госбанки, госкорпорации). Кое-что может перепасть счастливцам из списка «системообразующих предприятий». Народу и малому бизнесу не перепадет ничего.

P.S. Еще раз напомню, что при создании 12 лет назад Фонда национального благосостояния было продекларировано, что он предназначен исключительно для поддержки российских пенсионеров.

Валентин Катасонов

https://svpressa.ru/economy/article/262201/