Экология как приоритет №1

В одной из опубликованных в интернете статей   ученого-эколога В. Гончарова обосновывается недостаточность реализации известных четырех приоритетных национальных проектов для обеспечения структурной модернизации экономики  и повышения уровня жизни населения страны, а значит, и ее сохранение в современном мире в качестве суверенного и независимого государства.

Помешать реализации  невыгодного для нашей страны сценария, как, согласитесь, справедливо считают ученые,  удастся лишь посредством создания системы мер по повышению  своей безопасности.  И очень логично, что эти  меры должны быть сосредоточены в специальных перспективных приоритетных национальных проектах, посвященных укреплению различных направлений безопасности страны.

Понятно, что некий неписаный проект «Укрепление обороноспособности Российской Федерации»   и так руководством страны приоритетно продвигается.  Но  важнейшим из перспективных приоритетных национальных проектов в области обеспечения безопасности страны, по мнению   ученого-эколога В. Гончарова, должен стать проект «Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации», так как он затрагивает вопросы обеспечения безопасности человека.

При этом В. Гончаров обращает наше внимание на то, что понятие экологической безопасности обычно трактуется достаточно упрощенно,  как  охрана окружающей среды, когда  как  справедливо рассматривать экологическую безопасность в качестве разновидности безопасности вообще,  наряду с военной, продовольственной, пожарной безопасностью.

И теперь самое главное, на чем следует  сделать акцент, — обеспечение экологической безопасности является обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, право граждан на конституционно закрепленную экологическую безопасность создает предпосылку для создания гарантий его реализации путем формирования и внедрения специального перспективного приоритетного национального проекта.

Из множества имеющихся помех на первый план выходит отсутствие  в стране   единого  нормативно-правового  акта, посвященного проблемам экологической безопасности.

Теперь попробуем, отталкиваясь от экологической ситуации в столице нашей республики, разобраться в том, что приоритетнее для пристального экспертного внимания и действенного  менеджерского влияния государства: экологическая безопасность граждан этого города или все, что заложено для них во всех перспективных приоритетных проектах руководителей страны и республики.

Город наш, помимо того, что его  уже официально  признают  инфраструктурным уродом,  уже задыхается от наплыва транспорта, а также канализационные  коммуникации в таком убогом состоянии, что до сдачи долгожданного подземного  коллектора могут не дотянуть.  Добавим к этому как минимум 50% несоответствия гигиеническим нормам питьевой воды, сотни тысяч тонн мусора, беспрестанно сжигающегося на незаконном полигоне близ уникального курорта Талги.

Рядом море, которое из  природного кормильца постепенно превращается  в опасное чудовище. Вокруг города на десятки километров раскинулось беспорядочное строительство, где, кроме строений, не видно ни дорог, ни других удобств, ни одного дерева, такое зрелище безжизненных построек обычно можем видеть  в далеких странах после налета какого-нибудь смерча или цунами.  И это только наиболее очевидные и кричащие экологические напасти, список можно продолжить, и он очень длинный.

Взять хотя бы одно то, что, согласно исследованиям  ученых, в течение 15 последних лет заболеваемость злокачественными новообразованиями в Махачкале увеличилась в 4,9 раза!  Когда как по стране ежегодный  рост составляет около 20-30%, а в мировом масштабе наблюдается рост всего-лишь на 2,6 – 3%. Согласитесь, уже только из этого следует предсказуемая катастрофичность  ожидаемых экологических последствий.

Насколько же при этом  для благополучия жителей  города  важно то,  чтобы власть направила все свои усилия на, к примеру, «обеление» экономики, постройку в окрестностях  нескольких заводов и фабрик?

Кроме того, в рамки  этого проектного развития республики  заложены спецмеры с прямой заботой о человеческом капитале, с заботой о его здоровье, безопасности.  Но опять же экологический аспект влияния на здоровье и безопасность граждан остался за бортом проектного интереса государства. Даже в профильном в этом плане проекте «Правопорядок и безопасность в Дагестане», судя по официальной информации в прессе,  поставлены задачи обеспечения фактической безопасности и формирования имиджа стабильного региона, делается акцент на разработке комплекса действий в сфере профилактики и предотвращения правонарушений, снижения террористических рисков.

Все это, конечно, тоже  очень важно. Но и снижение террористических рисков, и «обеление» экономики, и эффективность госуправления – это то, что  в очень большой мере зависит от качества властных действий, и с этим госорганы могли бы и обязаны справиться без такого пиарно-проектного шума. А вот  что касается экологической безопасности – это  то, что ныне никак с мертвой точки не сдвинуть без   долгосрочной  проектно разработанной  и общественно–государственной скоординированной программы действий.

По информации из прессы известно, что в Дагестане принята и находится на согласовании в правительстве Концепция республиканской целевой программы  «Мониторинг и охрана окружающей среды на 2013 – 2018 годы».   Этот документ вполне может стать отправной точкой для формирования комплексного долгосрочного приоритетного проекта по обеспечению экологической безопасности в республике.

В  связи с этим надо отметить, что в Общественном  совете  столичного муниципалитета на уровне обсуждения поднималась идея формирования подобного программного проекта в масштабе города.  Задача состоит в том, чтобы консолидировать на общественных началах усилия  экологов, журналистов, других специалистов с   целью  начать об этом серьезный и заинтересованный разговор в прессе.  Одновременно планируется  на каком-то этапе перевести эти усилия и в русло конкретной работы непосредственно над содержанием программы.  Уже, кстати,  ведутся переговоры консультационного характера со специалистами,  журналистами,  руководителями средств массовой информации. Направленность этой идеи в том, чтобы, начав  работу над программным проектом  на общественных началах, подвинуть к ее доработке и принятию официальными структурами городского муниципалитета.

В идеале, конечно, видится принятие регионального закона об экологической безопасности и формирование соответствующего республиканского   приоритетного проекта по этой архиважной проблеме.

Шарапудин  Магомедов

Этот материал, на мой взгляд, ничуть не потерял актуальности. А в связи с мусорным бедствием в нашей столице, проникновением этих нечистот  в питьевой   водопровод  становится очевидным, что мало что делается для выправления  давно сложившегося не только в Махачкале, но и во всей  республике экологического неблагополучия.

Поэтому считаю крайне важным говорить об этом, искать пути вовлечения все большего количества людей  в работу по созданию  системы мер  повышения  своей    безопасности.  Ныне  уже начинает реально проявляться  очевидность того, что  проблемы экологии  представляют  большую  опасность, чем даже угрозы экстремизма и терроризма.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.