Что прикрывается регулярным торжеством ручного управления?

«Задача стоит ювелирная — загнать людей в строгие рамки»

Михаил Гуревич — о переносе вступления в силу новых правил медосмотра для водителей

Скандал вокруг медицинских справок для водителей стал одной из главных тем минувшей недели. Сначала Минздрав объявил об увеличении стоимости справок до 5 тыс. руб., и люди по всей стране выстроились в огромные очереди у наркодиспансеров, чтобы оформить бумаги по старым ценам. На следующий день президент Владимир Путин, осматривая новые Московские центральные диаметры, невзначай упомянул, что такой рост стоимости медсправок — полная чушь. Буквально спустя несколько минут Минздрав объявил, что вступление в силу нового порядка откладывается на полгода. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич — о том, чем рискует власть, проводя подобные эксперименты.

Инициатива Минздрава по немедленному внедрению новых правил медосмотра водителей и последовавшая президентская оплеуха лишний раз подтверждают: нет у нас в стране никакой вертикали власти. Все эти в высшей мере странные инициативы — не более чем результат бесконечно открытого тендера по контролю над гражданами. Чиновники предлагают, а Кремль утверждает, кладет под сукно на будущее или решительно вмешивается, стараясь отыграть откровенную глупость переборщивших подчиненных. Свидетелями последнего варианта мы стали на прошлой неделе.

Номинально причиной отсрочки введения анализов стала их стоимость. Сложно спорить с президентом, что для многих россиян 5 тыс. руб. за проверку — сумма более чем серьезная. Однако сдается мне, что дело не в этом. Решение Минздрава ведь не отменено, а лишь перенесено на июль следующего года. Вряд ли чиновникам удастся так поднять доходы граждан к новому сроку, чтоб стоимость стала незаметной для кармана. А вот толпы водителей, собравшихся в одной очереди и единых в своем недовольстве еще одной бездумной регуляцией властей, действительно опасны. Особенно на фоне социологических исследований, фиксирующих рост протестных настроений в регионах. Они же могут просто так не разойтись. А там глядишь, к ним и друзья со знакомыми подтянутся, у которых тоже с доходами не ахти, а всякого рода налоговых или коммунальных платежей все больше и больше. И что, выводить ОМОН ради каких каких-то медиков, ловко придумавших для себя новую статью доходов? Нет, конечно.

Так что задача стоит достаточно ювелирная: загнать людей в строгие рамки, но так, чтобы в процессе построения они не взбунтовались, тем более по такому плевому поводу. В этом отношении, кстати, всякого рода запретительные законы работают куда лучше. Всегда можно сказать, что, несмотря на мрачные формулировки, простым людям волноваться нечего. Даже в случае массовых арестов, как после московских протестов, большинство же действительно сразу отпускают, а реальные сроки получают единицы.

Однако общий тренд на агрессивный характер взаимодействия с населением остается неизменным. Вот и в случае с анализами: президент, конечно, пожурил медиков, но в целом подход Минздрава одобрил. А заодно подчеркнул, что от новых правил выдачи медсправок зависит безопасность миллионов водителей и пешеходов, просто вводить их надо с умом. Что в данном случае означает поэтапно и, возможно, не во всех регионах одновременно. Потому что иначе как ограничениями и проверками власть с нами работать не умеет, да, похоже, и не хочет.

«Коммерсантъ FM»

https://www.kommersant.ru/doc/4170951?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

 «В том-то и дело, что не хотели как лучше»

Дмитрий Дризе — об отмене новых правил получения медсправок водителями

Медсправки не подорожают: после вмешательства президента Минздрав в течение десяти минут отложил вступление в силу приказа о новом порядке медицинского осмотра водителей. Буквально по всей стране у больниц выстроились многочасовые очереди. Граждане пытались получить справки по старой системе. Согласно новому регламенту, обычная медсправка подорожала бы в зависимости от региона в пять-десять раз. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе обращает внимание, что подобные решения не способствуют повышению безопасности на дорогах.

Такое можно было видеть разве что в позднем СССР в период антиалкогольной кампании или в самом начале реформ новой России. Сейчас же могло показаться, что наступила та самая антиутопия. Некий невероятный образ будущего, воспетый писателями-фантастами. Огромные очереди встали — внимание — в наркодиспансеры. Даже привыкшему ко всему советскому человеку подобное могло бы присниться в кошмарном сне. YouTube переполнен красочными роликами. Естественно, граждане в очередях не лучшим образом высказываются в адрес федеральной и местной власти.

Что же такое случилось? Причиной всему вполне себе прогрессивное начинание — так часто бывает. Чиновники придумали, как бороться за безопасность движения. В частности, автомобилистов обязали сдавать анализ крови на хроническое злоупотребление алкоголем. Все бы хорошо, но новая справка почему-то стала в четыре, а то и в пять раз дороже. Видимо, для чиновников это стало неожиданностью, но 5 тыс. за бумажку оказались вполне себе существенной суммой даже для благополучной Москвы, не то что для регионов. И вот проблема стала повсеместной: вся Россия буквально встала в очередь. Нетрудно спрогнозировать, что опасность социального взрыва в таком случае возрастает в разы.

Однако обо всем этом — как бы случайно, из СМИ — узнал президент и немедленно вмешался.

Владимир Путин, президент России:

«Чушь какая-то просто. У нас минимальный размер оплаты труда — 11.280 руб. — такую зарплату получают 3,2 млн человек, да еще и работодатели частенько, к сожалению, нарушают закон и поменьше платят. А сколько миллионов людей возле этой цифры, чуть побольше?»

После этого выступления чиновники тут же отложили нововведение. Можно было бы сказать — почти что счастливый конец всей этой истории. Но вот сообщение из Казани: в очереди умер пожилой мужчина. А сколько людей было вынуждены таким образом потратить свое свободное время? Кто им теперь все это возместит? А если бы президент не вмешался? Где искать правды? Как вот со всем этим бороться? Что же получается, в России только один единственный институт работает?

Можно было бы в очередной раз привести цитату из Виктора Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда. Однако в том-то и дело, что не хотели как лучше. Придумали, как заработать. Действительно, не обеднеет водитель — раз на машину деньги нашел, значит, и на справку найдет.

Государство ищет любую возможность, любой предлог, чтобы содрать с нас дополнительные деньги. По крайней мере, создается такое впечатление.

А в последнее время все больше. А затем наступает торжество ручного управления: президент — единственный наш заступник — только он о нас заботится. Это тренд последнего времени, хороший политтехнологический ход, благо подчиненные не подводят.

«Коммерсантъ FM»

https://www.kommersant.ru/doc/4165527?from=doc_vrez

Ручной вывод из ручного управления

Технологические улучшения без политической реформы не дадут существенного результата
В правительстве предлагается (это было еще в 2016 году — прим. Ш.М.) отказаться от неэффективного ручного управления

В правительстве вновь обсуждается административная реформа. Теперь предлагается отказаться от неэффективного ручного управления и перейти к проектной системе, ввести публичную оценку эффективности чиновников и т. д. Заниматься этой реформой и другими должен специальный проектный офис, который будет разрабатывать задачи для правительства и следить за их исполнением (эту идею президент Сбербанка Герман Греф продвигает уже год).

Нельзя не отметить известного либерального оптимизма в постоянных попытках провести реформы. Сейчас он, очевидно, подпитывается затянувшейся рецессией, необходимостью экономить, а также началом длинного электорального цикла. Действительно, политическая воля к реформам в каком-то количестве может быть явлена. В этой воле и проблема.

Контуры будущей реформы пока не ясны, явно будут разные предложения от разных групп разработчиков. Например, Михаил Дмитриев, Завен Айвазян и Сергей Зуев предлагают перейти от функционального принципа организации управления к процессному, что позволит наладить взаимодействие между ведомствами «по горизонтали», увеличить эффективность работы и снизить стоимость госуслуг. Это замечательно, но вопрос в том, как будут сводиться разные предложения и не станет ли принятый вариант реформы лоскутным одеялом (что не раз бывало).

Успех зависит от стратегии и масштабов вероятной реформы, а также методов ее реализации. Обновления технологий госуправления и повышения их прозрачности недостаточно.

Без выработки четких целей развития страны и новой позитивной экономической повестки повышение качества госуправления будет незначительным, считает Андрей Яковлев из НИУ ВШЭ.

Само создание проектного офиса – уже проблема. Если центр реформ будет частью правительства, его мероприятия не встретят аппаратного сопротивления. Но тогда реформы не затронут важнейшую проблемную часть бюрократии: правоохранительную и судебную системы. Без этого невозможно гарантировать неприкосновенность бизнеса и улучшить инвестиционный климат. Если же центр реформ получит полномочия на преобразования силовых ведомств и правосудия, его придется организовать в администрации президента и ставить во главе него политическую фигуру (например, Алексея Кудрина). Это означает создание параллельного правительства (или надправительства), что гарантирует противодействие бюрократии.

Главный же парадокс реформы в том, что она должна быть одобрена президентом Владимиром Путиным, который последовательно концентрировал полномочия в собственных руках, говорит политолог Николай Петров. То есть отказ от ручного управления должен происходить в ручном же режиме. Вот тут как раз нужен серьезный либеральный оптимизм.

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/03/17/633940-ruchnoi-vivod

Поделился Шарапудин Магомедов