Борьба с бедностью в Древнем мире

В новом майском указе президента РФ одним из направлений социально-экономической политики названа борьба с бедностью. Тема сложная и болезненная. Бедность — это не только трудная судьба отдельных людей и семей, это и фактор, дестабилизирующий политическое развитие стран.

ЕГИПЕТ

С бедностью пытались бороться всегда, с тех пор как существует государство. В Древнем Египте государственная политика борьбы с бедностью впервые проявилась при Имхотепе — выдающемся ученом, зодчем, врачевателе (III тысячелетие до н.э.). И методы этой политики были удивительно просты: была создана сеть государственных школ — Дома жизни.

В школу мог поступить и бедный, и богатый. Платило за все государство. Имхотеп, славой не уступающий фараонам, не считал зазорным лично передавать знания ученикам, стремящимся их приобрести. Талантливых детишек обучали грамоте, арифметике, профессиям. Лучших Имхотеп продвигал на важные государственные посты. В этом был великий смысл — дать возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом. Происхождение не имело значения. Личные качества и прилежность становились дверью в светлое будущее.

ГРЕЦИЯ

В Древней Греции бедных в нашем нынешнем общепринятом понимании не было. Каждый, кто мог и хотел, работал. Крестьянин, ремесленник, воин — все были нужны городу. И город в долгу не оставался. Если гражданина постигло несчастье (увечье, пожар, голод), община оказывала ему помощь: хлебом, освобождением от налогов.

Увечные воины получали пособия, на которые можно было свести концы с концами.

А пенсионеры вообще были избранными. В Спарте именно старейшины, достигшие возраста 60 лет, заседали в высшем органе управления государством: опыт, житейская мудрость были важнее мускулов. За это — почет, уважение и материальная забота.

В Афинах Совет пятисот (своеобразная Комиссия по социальной политике) впервые стал назначать пенсию бедным состарившимся гражданам, которые по состоянию здоровья уже не могли зарабатывать на жизнь. Пенсия позволяла им не просить подаяния.

Греческий правитель Перикл (V век до н.э.) для тех, кто не имел денег, но был физически здоров, организовывал за счет казны Афин общественные работы. Строили городские стены, водопроводы, дороги — все, что служило обществу, делало его богаче. Мало кто из наших современников знает, что восхищающий нас афинский Акрополь был построен именно в результате общественных работ!

В VII — VI веках до н.э. в Древней Греции действовал закон (приписываемый Солону), по которому все инвалиды войны получали государственную поддержку. Потом это правило распространили на всех нетрудоспособных бедняков. Размер пособия устанавливало народное собрание. И горе тому, кто не приходил в народное собрание для освидетельствования: право на пособие отзывалось.

В Афинах, Родосе и других городах бездомному можно было на ночь получить ночлег в общественном приюте.

РИМ

Римский император Август (63 год до н.э. — 14 год н.э.) боролся с бедностью за счет собственных средств. Из древних свитков нам известно, что он раздавал народу денежные подарки, в неурожайные годы — хлеб. Помощь полагалась не только взрослым, но и детям. Именно Август отменил ранее существовавшее правило не давать денег ребятишкам младше 11 лет. В документе I века н.э. “Деяния божественного Августа”, составленном в виде своеобразного отчета, говорилось об освобождении от страха голода большого числа римских граждан.

Раздача хлеба и денег приурочивалась к праздникам, к массовым представлениям. Перепадали простому народу куски мяса, куры, утки и одежда.

По мере развития политики борьбы с бедностью в Риме складывалась система выдачи свободным гражданам хлебных пайков и денежных компенсаций из государственной казны. Со временем давать хлеб и зрелища стали всем римлянам, но не по причине всеобщего обнищания, а для обеспечения лояльности выборщиков.

О бедных заботились и через создание приютов. Помогали, как могли, инвалидам войны, семьям погибших в сражениях воинов, старикам. Император Траян стал устанавливать пособия на детей-сирот, которые соответствуют прожиточному минимуму.

Об опеке сирот тоже не забывали! Со времен правления в III веке до н.э. Аппия Клавдия опекуны сирот получили право досрочно выдвигаться в консулы. Император Антонин Пий, правивший во II веке н.э., открыл приют для содержания и воспитания бедных детей. Этим же отметился другой властелин — Септимий Север, правивший с 193 по 211 год н.э.

По сути, именно в Древнем Риме впервые была опробована практика страхования на случай потери трудоспособности. Государство и военнослужащие создали своеобразный “компенсационный” фонд! Из него выплачивали компенсации инвалидам и семьям погибших.

Кроме того, римляне по примеру греков создавали и отраслевые “кассы взаимопомощи” — дружеские кружки. Попавшим в трудную ситуацию ремесленникам помогали деньгами. Потом получивший помощь возвращал заем. И так по цепочке.

Нищих в Римской империи не любили и всячески преследовали, считая, что трудоспособный гражданин должен уметь зарабатывать своим трудом. В 382 году император Валентиниан II издает предписание: “Если кто-нибудь будет нищенствовать, то надо выяснить его возраст и состояние здоровья. Те, которые нуждаются в жалости, если они рабы, передаются тому, кто о них заявил, чтобы о них заботился. Если они свободные и здоровые, то они делаются колонами (зависимыми крестьянами. — Прим. ред.) или передаются тому, от кого сбежали”. В 438 году император Феодосий подтверждает запрет на нищенство, а в 529 году Юстиниан закрепляет это положение и вводит запрет на занятие нищенством здоровым людям.

*   *   *

Вот так, пряником и кнутом, в Древнем мире бедным помогали относительно безбедно существовать. Как видим, современная практика ничего нового не изобрела. Остается только сравнивать эффективность.

Александр Сафонов, доктор экономических наук